Из этой статьи вы узнаете, почему чернеет моторное масло и сколько времени должно уходить на этот процесс, как влияет неисправность мотора на изменение цвета смазки, что нужно предпринять для нормализации процесса старения масла.
Изнашиваются не только детали двигателя
В процессе эксплуатации автомобиля происходит постепенный износ его составных частей, особенно двигателя, и как бы мы ни хотели это предотвратить, но не получиться. При этом износу подвергаются не только узлы и механизмы, но и рабочие жидкости, залитые в него.
Поэтому в перечень обслуживающих работ двигателя входит и замена технических жидкостей. Особенно важно своевременно менять моторное масло.
Все автомобильные производители в технической документации указывают, какая периодичность должна быть между сменой данной рабочей жидкости. Но многие автомобилисты привыкли самостоятельно определять, можно продолжать эксплуатацию двигателя с залитым маслом или уже пора его заменить.
И делают они это по цвету жидкости – если масло сильно потемнело, то пора приобретать новое и выполнить замену.
Далее мы постараемся разобраться, действительно ли потемнение масла является сигналом того, что пора отправляться в магазин за новым, лезть под автомобиль или же предоставить выполнение операции по замене специалистам на СТО.
Почему чернеет моторное масло
Сразу отметим, что в любом случае в процессе эксплуатации масло будет чернеть, но вот происходить это может по разным причинам. Сначала разберемся с самим смазочным материалом.
Современное масло для двигателя внутреннего сгорания – многокомпонентная жидкость, которая должна выполнять ряд важных функций внутри мотора.
Первая – это создание масляной пленки между поверхностями для снижения трения между ними. Эта пленка образуется в процессе смазки этих поверхностей.
Вторая функция – это отвод тепла от трущихся элементов. Во время работы мотора его узлы все же трутся, из-за чего они нагреваются. И если тепло не отводить, то из-за чрезмерной температуры металл начнет расширяться, что приводит к заклиниванию узла.
И третья функция – промывка поверхностей для удаления продуктов износа и грязи. Все из-за того же трения образуется мелкая металлическая стружка, которая в дальнейшем выступает в качестве абразива, повышая износ поверхностей и двигателя в целом.
Грязь тоже поступает таким же образом. Прорывающиеся из цилиндров в картер газы тоже несут в себе загрязняющие элементы сажу — и не желательно, чтобы они оседали на рабочих поверхностях.
И если металлическая стружка после смыва и грязь часто оседают на дно картера или же задерживаются в фильтре, то сажу масло растворяет и удерживает в себе. Для этого в его составе имеются моющие щелочные присадки.
Щелочь – универсальный растворитель и нейтрализатор кислот, и ее наличие в составе смазочного материала предотвращает оседание на поверхностях узлов сажи и других загрязняющих веществ. А поскольку они нигде не оседают, а задерживаются в масле, то в конечном итоге они приведут к изменению цвета масла — его потемнению.
Как быстро должна чернеть смазка?
Многие задаются вопросом, какой цвет масла должен быть при разном пробеге.
Однозначно сказать, что при таком-то пробеге цвет его должен быть такого цвета, а при большем – сильнее измениться, нельзя, поскольку это зависит от нескольких факторов:
- качества смазочного материала;
- его пакета присадок;
- технической исправности силовой установки;
- степени ее износа и загрязненности.
- Предположим, что мотор – новый, и технически полностью исправен, и изменение цвета зависит полностью от масла и его состава.
- При использовании качественного масла его потемнение произойдет не раньше, чем через несколько тысяч пробега и будет этот процесс постепенным.
- Но и здесь тоже есть много нюансов.
- В составе моторного масла мажет быть разное количество моющих щелочных присадок.
- Так, в смазочном материале с небольшим содержанием щелочи процесс промывки будет производиться медленно, а, значит, и масло станет черным позже.
И наоборот, при большом количестве щелочных присадок удаление загрязняющих веществ будет проходить интенсивнее, и материал потемнеет раньше.
Но в любом случае масло потемнеет и это не является признаком того, что пора его менять, если, конечно, не был выработан его ресурс. Это скорее сигнал о том, что материал – качественный и выполняет свои функции.
А вот отсутствие потемнения после длительной эксплуатации является нехорошим признаком – масло не производит промывку, и грязь оседает на поверхностях. В таком случае лучше произвести замену на другой вид рабочей жидкости.
- Стоит отметить, что не стоит использовать смазочный материал больше по сроку, чем это установлено автопроизводителем.
- Дело в том, что масло по мере работы расходует свои присадки и в конечном итоге перестает выполнять свои функции, в том числе и промывку.
По мере старения смазочный материал в меньшей степени будет удалять загрязняющие вещества с поверхностей. Те в свою очередь начнут влиять на теплоотдачу и трение.
Оседая на стенках масляных каналов, грязь и сажа будут уменьшать их диаметр и пропускную способность.
Если своевременно не проводить замену смазочного материала, в конечном итоге это приведет к закоксованности – загрязняющие вещества на поверхности станут настолько плотными, что новый смазочный материал попросту уже не сможет отмыть их, а все это скажется на ресурсе силовой установки – капитальный ремонт придется проводить раньше.
Влияние неисправности мотора на изменение цвета смазки
Это мы рассмотрели только масло, и установили, что последнее будет по мере работы темнеть. Состояние двигателя тоже влияет на изменение цвета смазочного материала.
Износ цилиндропоршневой группы приведет к тому, что увеличится, причем значительно, количество прорвавшихся газов из цилиндров, которые будут обеспечивать более быстрое изменение цвета моторного масла.
Если при этом в бензиновом двигателе разрегулирована система питания, то потемнение будет происходить еще быстрее.
К примеру, из-за неправильной регулировки в цилиндры подается обогащенная горючая смесь. Из-за большого количества топлива эта смесь не сможет в полной мере сгорать в цилиндрах, из-за чего будет образовываться сажа, оседающая на стенках цилиндра.
Масло, омывая стенки, смоет эту сажу и будет удерживать ее в себе, при этом быстро потемнеет.
В дизелях смазочный материал будет менять цвет значительно быстрее, чем в бензиновом моторе, даже если двигатель полностью исправен. Причиной тому является особенность топливной системы и топлива, применяемого в этих моторах.
Дизтопливо во время сгорания образуется значительно большее количество сажи. Часть ее будет попадать в картер вместе с прорвавшимися газами. Из-за этого в дизеле масло чернеет быстрее.
В виде небольшого итога отметим основные причины, от которых зависит скорость потемнения масла:
- Количество моющих присадок в составе смазочного материала (При малом количестве этих присадок потемнение будет проходить постепенно, поскольку щелочь отмывать загрязняющие вещества будет не интенсивно, большое же количество очистных компонентов в смазочном материале обеспечит более быструю промывку и удаление грязи, но из-за этого масло быстрее потемнеет);
- Чистота двигателя (От этого тоже многое зависит. К примеру, в моторе использовалось некачественно масло, которое слабо смывало грязь, и большое ее количество осело на поверхностях внутри. Затем была произведена замена масла на качественное, с хорошим пакетом присадок. Моющие компоненты нового смазочного материала начнут активно удалять грязь, из-за чего масло быстро станет черным);
- Техническая исправность мотора и степень его износа (У исправного и неизношенного двигателя потемнение смазочного материала будет постепенное. Изношенный же агрегат, у которого нарушена работа системы питания, зажигания или газораспределения, очень быстро обеспечит изменение цвета смазочного материала).
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как узнать оцинкован ли кузов у автомобиля
При этом также выяснили, что потемнение масла – естественный процесс, и пугаться этого не стоит, тем более что это – хороший показатель, если изменение цвета происходит постепенно и можно продолжать ездить на автомобиле спокойно.
Значительно хуже, если смазочный материал не меняет свой цвет, в дальнейшем это может негативно сказаться, поскольку грязь может забить каналы, приводя к масляному голоданию узлов и механизмов. В итоге двигатель может заклинить.
Если же масло стало черным буквально через несколько десятков километров, то здесь стоит задуматься. Это может произойти после смены марки смазочного материала.
К примеру, сначала применялась не очень качественная жидкость, из-за чего внутри двигателя скопилось большое количеств загрязняющих веществ. После заливки хорошего смазочного материала, он начал активно смывать грязь.
В таком случае можно поступить по-разному – использовать промывку двигателя или же продолжать эксплуатировать залитое масло, но значительно уменьшив пробег до следующей замены, к примеру, не 10 тыс. км, а 5 тыс.
При этом желательно периодически менять масляный фильтр. Это позволит несколько уменьшить количество грязи в масле.
Второй вариант в случае быстрого потемнения – сильный износ мотора и надобность в проведении капитального ремонта или же неправильная работа его систем.
Чтобы разобраться в причине быстрого почернения смазочного материала, в первую очередь необходимо проверить работоспособность систем двигателя, и также замерить компрессию, что даст возможность понять, из-за чего смазка быстро меняет цвет – от неисправности и износа двигателя, или от самого масла.
Что можно предпринять?
При эксплуатации автомобиля самым лучшим показателем является постепенное изменение цвета смазочного материала, и следует прилагать некоторые усилия, чтобы потемнение происходило именно так.
Самое важное – это правильный подбор масла. Автопроизводители в технической документации всегда указывают, какое по характеристикам масло должно заливаться в двигатель.
Эти указания соблюдать нужно очень строго. Если производитель рекомендует заливать синтетическое и полусинтетическое масло, то минеральное лучше вовсе не использовать.
Масло нужно покупать только у проверенных продавцов, и только известных брендов. Так будет дороже, чем у малоизвестных производителей, но не так, как затраты на капитальный ремонт из-за сильной загрязненности мотора.
Также не стоит без особой надобности менять марку смазочного материала, а использовать только то, что уже залито в мотор. Переходить на другой смазочный материал стоит только в случае недоступности или же после определения, что используемая жидкость со своими обязанностями не справляется.
Периодически необходимо проводить помывку мотора. Для этого применяются специальные промывочные жидкости. Также промывку следует использовать и при смене марки масла.
Промывочная жидкость сама по себе – это то же моторное масло, но с очень большим количеством моющих компонентов. Его использование позволяет удалить все загрязняющие вещества из картера перед заливкой новой жидкости. Также промывка удалит остатки отработанного грязного масла, которое осталось в моторе после слива.
Для очистки мотора перед заливкой не рекомендуется использовать народные средства, которые могут посоветовать якобы «профессионалы», к примеру, дизтопливо.
Его можно было использовать на двигателях старых авто, конструктивно простых. Использование же народных средств на современном моторе может привести к капитальному ремонту.
Народные средства можно применять для раскоксовки силовой установки во время проведения капитального ремонта.
Если после промывки двигателя масло снова становится быстро черным, возможно засоренность его очень сильная и для удаления потребуется разборка мотора и прочистка каналов с применением чистящих средств.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как управлять авто в осеннюю погоду
- Помимо своевременной замены смазочного материала и периодической промывки необходимо проводить все регламентное техническое обслуживание двигателя.
- Замена фильтров, регулировка работы систем и прочие виды обслуживания не только обеспечат нормальное функционирование двигателя, но еще и продлят ему ресурс, поскольку масло в меньшей степени будет загрязняться продуктами горения.
Напоследок еще раз отметим, что постепенное изменение цвета масла – явление нормальное и паниковать по этому поводу не стоит. Это означает, что двигатель в порядке и авто можно смело эксплуатировать.
Но если смазочный материал чернеет очень быстро, то необходимо применять меры, поскольку игнорирование данной проблемы может привести к серьезным последствиям.
Источник: https://AutoTopik.ru/sovet/1051-chernoe-maslo-v-dvigatele.html
Стоит ли менять масло в двигателе, если оно почернело?
При использовании машины ее детали постепенно изнашиваются. Этого невозможно избежать. Определенный срок эксплуатации есть как у запчастей, так и у расходников, которые залиты в автомобиль.
Ввиду этого иногда необходимо заменять масло в двигателе. Все автоизготовители прописывают в эксплуатационном руководстве, как часто надо менять смазку.
Однако множество водителей предпочитает самостоятельно решать, когда требуется замена.
Значение имеет цвет масла. Некоторые полагают, что, если масло стало черным, значит, нужно купить другое. Почему чернеет моторное масло? Действительно ли почерневшее автомасло свидетельствует о том, что его надо поменять? Можно ли это сделать собственноручно, или лучше обратиться в автосервис?
Причины, по которым темнеет смазка
Помните, что при использовании любое автомасло будет темнеть. Это обусловлено различными причинами. В первую очередь, нужно разобраться с автомаслом.
Сегодня смазка, которая заливается в ДВС на бензине/дизеле, представляет собою жидкость, состоящую из множества компонентов, выполняющую различные задачи в силовом агрегате, такие, как:
- Формирование смазочной пленочки на соприкасающихся деталях.
- Теплоотвод. При функционировании двигателя внутреннего сгорания его части трутся, следовательно, температура увеличивается. Если теплоотвода не будет, металл начнет становиться шире. Из-за этого движок может заклинить.
- Промывание деталей для устранения загрязнений, последствий изнашивания. Из-за трения появляется маленькая стружка из металла. Она является абразивом, мотор быстро изнашивается.
Попадающие из цилиндрового блока в картер газы заключают в себе сажу. Не стоит допускать ее оседания на деталях.
Стружка из металла и грязь после смывания остаются на картерном дне либо в маслофильтре. Сажу смазка растворяет посредством специальных присадочных веществ (щелочей).
Щелочь нейтрализует кислоты. Если она есть в смазке, посторонние частицы не остаются на деталях ДВС. Из-за растворения сажи и грязи в автомасле оно быстро темнеет.
Насколько быстро темнеет масло
Множество автолюбителей интересует, с какой скоростью чернеет масло в двигателе. Цвет смазки прямо не зависит от пробега авто. Значение имеют следующие факторы:
- качество масляной жидкости;
- присадочные вещества, входящие в ее состав;
- работоспособность двигателя;
- уровень его изношенности и загрязнения.
Если двигатель новый, абсолютно исправный, то изменение цвета смазки зависит от элементов, включенных в ее состав.
Высококачественное масло становится потемневшим не ранее, чем через пару тысяч километров пробега. Однако и здесь также имеется множество нюансов. В автомасле могут содержаться различные присадочные вещества. Если в мотор залита смазка с малой концентрацией щелочи, промывание станет осуществляться медленно, следовательно, масло быстро темнеть не будет.
При любом раскладе смазка почернеет. Это не всегда означает, что ее надо заменять. Если же автомасло остается светлым, задумайтесь. Возможно, оно не промывает движок, из-за чего детали сильно загрязняются. В подобной ситуации желательно заменить смазку на иную.
Помните, что нельзя ездить на масле больше, чем рекомендовал автоизготовитель. Обусловлено это тем, что при езде масляная жидкость расходует собственные присадочные вещества. Ввиду этого со временем она не справляется со своими задачами (включая промывание).
Откладываясь в маслоканалах, грязь и сажа станут уменьшать их размер, пропускную способность. Если вовремя не заменять смазку, мотор окажется закоксован. Слой грязи сделается настолько толстым, что новая жидкость просто не сумеет смыть его. Это отразится на мощности двигателя, уменьшит его эксплуатационные показатели.
Как влияют неисправности двигателя на перемену цвета масла
Почему быстро чернеет масло? Одной из причин данного явления считается плохое состояние силового агрегата. Если блок цилиндров и поршневая система изношены, происходит увеличение объема прорвавшихся газов. Чернеющим масло становится из-за этого.
Последствия не своевременной замены масла
Если в моторе на бензине неполадки с системой питания, смазка будет темнеть с еще большей скоростью. Например, ввиду неверной регулировки в цилиндровый блок поступает обогащенное топливо.
По причине высокого объема горючего данная смесь не сможет полностью сгореть. Появится сажа, которая осядет на цилиндровых стенах.
Автомасло, промывая их, уберет сажу, но она останется в смазке, изменит ее цвет.
В дизельных движках масляная жидкость будет темнеть намного быстрее, чем в ДВС на бензине (даже при полной исправности агрегата). Обусловлено это особенностями топливной системы и горючего.
Когда горит дизель, появляется много сажи. Она проникает в картер с прорвавшимися газами. Ввиду этого в дизельных ДВС смазка темнеет с большей скоростью.
Если вас беспокоит, почему чернеет масло, знайте, что это нормальное явление. Не нужно переживать, потому как потемнение – хороший признак, если оно постепенное и не мешает эксплуатации авто.
Намного хуже, если масляная жидкость не изменяет собственного цвета. В будущем это плохо отразится на двигателе, потому как грязь забьет каналы, следовательно, начнется масляное голодание деталей. Из-за этого происходит заклинивание ДВС.
У большинства водителей, которые сменили марку смазки, возникает вопрос, почему масло в двигателе быстро почернело. Когда в мотор залит низкокачественный нефтепродукт, в нем накапливается много грязи. После заливания высококачественной смазки она смывает все загрязнения. Чтобы в следующий раз автомасло не изменило своего цвета, уменьшите периодичность замены примерно в два раза.
Также требуется иногда заменять маслофильтр. Это даст возможность сократить количество загрязнений. Если масло быстро чернеет, вероятно, значительно изношен двигатель. Необходимо проводить полный ремонт.
Устройство масляного фильтра
Для того чтобы понять, почему быстро почернела смазка, надо проверить мотор на работоспособность, измерить давление под капотом. Это позволит определить, какова истинная причина потемнения.
Как поступить
При использовании авто наилучшей характеристикой считается постепенная перемена цвета автомасла. Главное – верный выбор смазки. Автоизготовители прописывают в эксплуатационных руководствах, каковы показатели оптимального автомасла для машины. Необходимо следовать данным рекомендациям. Если изготовителем рекомендовано лить синтетику/полусинтетику, то о минералке нужно забыть.
Расходники надо приобретать лишь у проверенных поставщиков, выбирать продукцию популярных марок. Она стоит больше, чем малоизвестные продукты, однако обеспечивает бесперебойное функционирование движка.
Нежелательно переходить на иную марку автомасла, если в этом нет сильной нужды. Делать это необходимо лишь тогда, когда смазка не выполняет своих функций или же ее трудно достать.
Иногда нужно промывать силовой агрегат. Для этого используются особые промыватели. Промывание нужно осуществлять также при переходе на другую марку масляной жидкости.
Промыватель представляет собою обычное автомасло, в составе которого присутствует множество моющих компонентов. Его применение дает возможность вывести грязь из картера перед заливанием новой смазки. Также при промывании удаляются остатки отработавшего нефтепродукта, оставшиеся в движке после сливания.
Для очищения двигателя перед заливанием нежелательно использование народных методов, например, дизельного топлива. Его возможно было применять на старых моторах с несложной конструкцией. Применение дизеля в современном ДВС способно довести до капитального ремонта.
Если после промывания мотора автомасло опять быстро темнеет, вероятно, оно засорено чересчур сильно. Чтобы удалить всю грязь, понадобится разобрать движок, прочистить маслоканалы посредством специальных очищающих средств.
Смена маслофильтров, регулирование работы систем, иные типы обслуживания не только гарантируют бесперебойную работу силового агрегата, но и увеличивают срок его службы, потому как снижается количество продуктов горения, загрязняющих ДВС.
Если смазка темнеет слишком быстро, принимайте меры, потому как игнорирование подобной проблемы может довести до значительных неисправностей.
Источник: https://motoroill.ru/zamena-masla/chernoe.html
Почему масло в двигателе быстро чернеет: причины, черное масло в двигателе
В процессе проведения технического обслуживания транспортного средства вы можете столкнуться с такой непонятной на первый взгляд проблемой, как почерневшее моторное масло.
Причем информировать о появлении подобной ситуации может горелый запах, который начнет сопровождать ваши поездки уже через 200-500 километров после заливки новой технической жидкости.
Попробуем разобраться, почему масло в двигателе быстро чернеет и как избежать подобной проблемы.
Когда темное масло является нормой?
Черное масло – не повод для беспокойства, если окрашивалось оно в течение установленного межзаменного интервала. Т.е. если рабочая жидкость прослужила 5-10 тысяч километров пробега и сохранила свои потребительские свойства, параллельно приобретя темный оттенок, то волноваться незачем: это обычный для хорошего масла показатель. Почему? Да все просто: в состав любой химической основы технической жидкости входит щелочь. Она позволяет очищать от нагара и загрязнений поверхности всех рабочих узлов, препятствуя их закоксовыванию. Иными словами, она отделяет вредные для двигателя отложения и выводит их из силовой установки. В результате, загрязняющие частицы смешиваются с моторным маслом, отчего оно и начинает темнеть.
Изменение цвета жидкости внутри двигателя машины указывает на то, что все отработанные соединение удерживаются внутри циркулирующего моторного масла. Причем на детали рабочей зоны они не попадают.
Такая способность защитного слоя минимизирует риски образования окислительных реакций внутри установки и повышает ресурс ДВС.
При проведении планового технического обслуживания транспортного средства и замене смазочного материала все вымытые им вредные вещества сливаются вместе с ним, не оседая на поверхностях мотора.
Быстро чернеет масло в двигателе: возможные причины
Если откатать на свежем масле удалось лишь несколько сотен километров, говорить о норме здесь неуместно: налицо наличие проблемы. И на этом этапе важно распознать, что именно послужило причиной скорого устаревания жидкости – само масло или мотор автомобиля.
Низкое качество защитной смазки – наиболее часто встречающаяся ситуация. Рабочая пленка не может обеспечить двигателю должного уровня защиты от постоянных температурных скачков.
В результате, возникает агрессивное взаимодействие силовых механизмов, их молниеносный износ и образование большого количества нагара от подгорающей жидкости.
Долго эксплуатировать мотор на подобной смеси опасно – ремонт заклиненной системы отнюдь не дешевое “удовольствие”.
Встречаются также случаи, когда моторная смазка становится похожа на мазут по консистенции и цвету. Здесь ГСМ уже не просто потемневшее, а чернеющее с невероятно высокой скоростью и приобретающее чрезмерную густоту. Данный показатель говорит о том, что внутри установки происходит активный процесс горения масляной основы.
Такая ситуация имеет место тогда, когда наблюдается значительный износ цилиндро-поршневой группы. Черное масло в двигателе образуется из-за нарушения герметичности цилиндров и попадания в рабочую зону большого количества несгоревшего топлива.
Топливо в свою очередь смешивается с маслом, изменяет его химический состав и делает смесь непригодной к дальнейшей эксплуатации.
Если масло почернело, значит, имеют место следующие последствия:
- снижение мощностных показателей двигателя,
- повышенный расход топливной смеси,
- полная остановка двигателя в связи с разрушением основных рабочих узлов.
Если вы разобрались, почему чернеет масло в двигателе, и причина этому – некачественная продукция или неполадки в работе системы, необходимо незамедлительно принять меры по устранению проблемы. В первом случае, достаточно заменить некачественную продукцию.
Опираться здесь можно на отзывы автовладельцев и рекомендации специалистов. В противном случае, ситуация может повториться с худшими последствиями. Также рекомендуется внимательно осматривать приобретаемые канистры с жидкостью на обнаружение следов подделок.
Широкий ассортимент моторных масел, к сожалению, в большей степени может состоять из фальсифицированных товаров. Будьте бдительны.
Что касается проблем с герметичностью двигательной системы, то здесь одна только замена жидкости не поможет. Замена поршневой группы – сложное, не терпящее ошибок занятие.
И доверить его целесообразно квалифицированным специалистам сервисного центра. После замены изношенных элементов потребуется тщательная промывка двигателя для удаления остатков прогоревшей масляно-топливной смеси.
Почему масло в дизеле чернеет быстрее?
Если в бензиновом движке смазочный состав требует замены через пять-десять тысяч км пробега, то в дизельном двигателе такую процедуру необходимо проводить чаще. Соответственно, и потемнение масла происходит быстрее.
Почему? Дизельный движок быстро загрязняется сажевыми частицами, а причина этому кроется в неполном сгорании топливной смеси. Данная ситуация приводит к обилию вредных для механизмов осадков.
Моторное масло, циркулируя в рабочей зоне, вбирает несгоревшие частицы в себя, обрабатывая ранее поврежденные поверхности моющими химическими соединениями, и способствует беспрепятственному движению деталей. Т.к.
количество отложений в составе смазочной жидкости увеличивается при каждом нажатии на педаль газа, нарушение ее свойств происходит гораздо быстрее, чем на бензиновой установке.
Своевременная замена моторного состава благоприятно воздействует на работу всего автомобиля.
Чистое масло – симптом некачественной продукции
Моторное масло в двигателе
При замене моторной жидкости можно заметить, что ее цвет с момента, как вы поменяли ее в прошлое техническое обслуживание, остался неизменным. Если при постоянных перегрузках мотора масло сохранило первоначальный внешний вид, при этом оно отходило не одну тысячу километров пробега, значит, внутри силовой конструкции плещется жидкость с неэффективным комплектом моющих присадок. Как говорилось ранее, нормальная работа двигателя сопровождается потемнением смазывающего вещества. Его кристальная чистота указывает на то, что детали не очищаются от нагара, мусора и шлама, что значительно сокращает срок их полезного использования.
Столкнувшись с такой ситуацией, вы должны сменить выбранную марку моторного масла. Повторная заливка используемой ранее продукции может стать последней для двигательного отсека вашего транспортного средства.
Вовремя диагностируем проблему
Сравнение свежего/с пробегом/старого масла
Чтобы понять, быстро ли темнеет ГСМ или, наоборот, сохраняет кристальную чистоту, необходимо регулярно оценивать его состояние с помощью масляного щупа. Проверка должна проводиться 1-2 раза в неделю для того, чтобы своевременно распознать неполадку.
Обратите внимание, что перед анализом цвета, консистенции и уровня смазывающего вещества необходимо протирать щуп только чистой ветошью. Попадание в рабочую зону нитевых волокон, катышек или прочего мусора приведет к быстрому загрязнению технической жидкости.
И напоследок
Изменение цвета смазочного состава не всегда говорит о наличии проблем. Поэтому, как только вы обнаружили, что моторное масло потемнело, необходимо определить, почему масло в двигателе быстро чернеет, и как скоро жидкость потеряла первоначальные параметры.
А уже после этого планировать дальнейшие действия. Также стоит отметить, что если щуп оставил на ветоши густые черные пятна, эксплуатировать автомобиль с такой смазкой недопустимо.
Источник: https://ProAvtomaslo.ru/poleznye-sovety/pochemu-maslo-v-dvigatele-bystro-cherneet
Почему масло в двигателе быстро чернеет и стоит ли беспокоиться?
На злободневный вопрос автовладельцев о том, почему быстро чернеет масло в двигателе, ответить нетрудно. Смазочная масса набирает и удерживает в себе отработку сгоревшего топлива и окислы металлов трущихся поверхностей.
Однако многие с трудом представляют себе процесс, в котором участвует моторное масло. Видя, что оно темнеет, автолюбители воспринимают это как плохой признак и пытаются выяснить причины.
Основное опасение – использование некачественной смазки.
Зачем автомобилю смазка
Чтобы избавиться от ложной тревоги, нужно разобраться, как действует масло в двигателе. В бензиновом и дизельном силовых агрегатах смазка выступает универсальным продуктом.
Она не только обслуживает скольжение поверхностей, но и очищает их от неизбежной технической грязи.
Для этой цели смазывающая масса содержит различные присадки, которые отвечают за коррекцию щелочного числа, присущего продукту.
Если моторное масло темное — это означает, что щелочь выполняет необходимую работу. Вещество нейтрализует кислоты, устраняет отложения грязи и нагара. Естественно, что смазка в процессе беспрерывной чистки узлов двигателя быстро темнеет.
Неизменность же изначального цвета смазывающей и очищающей массы, наоборот, говорит о её недостаточной эффективности. Вот почему, увидев чистую смазку после длительной эксплуатации, автомобилист должен насторожиться. Вполне вероятно наличие подделки, не выполняющей основные функции.
Именно потому что некачественный фальсификат является бесполезным и не впитывает грязь, соответственно, смазка не темнеет.
Часто причины грязевых отложений в узлах автомобиля и, соответственно, их ускоренный износ кроются в низком содержании щелочных присадок. И наоборот, быстро потемневшее масло в бензиновом или дизельном двигателе говорит о достаточности щелочного числа и его чистящей способности. Правильная смазка поможет избежать двух основных причин нарушения нормальной работы агрегата:
- Масляного «голодания» вследствие появления зон загрязнения, осложняющих проникновение масляной жидкости.
- Нарушений температурного режима работы двигателя, так как грязевые отложения препятствуют отводу тепла. Локальный перегрев в результате приведет к разрушению распредвала, провороту вкладышей, прочих неисправностей.
Однако следует признать, что проблемы могут возникнуть и при высоком содержании щёлочи – если моторное масло вовремя не обновлять. Присадка быстро устаревает, борясь с обильной загрязнённостью, что, в свою очередь, снижает качество очистки.
Чернеет – значит, работает
Автомобильная маслосистема представляет собой замкнутый контур. Из картера масляный насос прогоняет смазочную жидкость по каналам системы.
Делая полный оборот, моторное масло подбирает нагар, окислы и возвращается в картер. То есть продукт перманентно производит циркуляцию по самым грязным «закоулкам» ДВС (двигателя внутреннего сгорания).
Вполне естественно, что со временем смазка становится черной.
При этом не следует забывать о температурном режиме, в котором находится масло. Его температура часто достигает более 100°С. Высокий прогрев способствует эффективному смазыванию узлов и тщательному удалению нагара — это ещё одна из причин потемнения. Такое изменение цвета называют «работой масла».
Отсюда можно сделать вывод, что если после длительного пробега масло не потемнело — оно испытывает дефицит очищающих присадок. Естественно, все окиси, нагар и прочие шлаки остаются внутри двигателя, оседая на его узлах.
В таком случае вам остаётся только исключить некачественный продукт из числа своих покупок.
Причины почернения
Масло потемнело или почернело? Такие состояния могут вызывать различные причины, которые не обязательно сокрыты в низком качестве смазки или чрезмерной загрязнённости автомобильного двигателя.
Моторное масло, которое не просто потемнело, а стало черной жижей, напоминающей мазут, свидетельствует о его сгорании в цилиндрах двигателя. Чтобы выяснить это, оботрите масляный щуп чистой ветошью.
Черные следы, оставленные на ткани в виде сажи, подтвердят выгорание смазки.
Эту проблему порождает износ поршневой группы. Часть несгоревшего топлива проникает в зазор цилиндра и поршня, смешиваясь со смазкой.
Кроме того, прослабленность маслосъемных колец поршня позволяет оставаться на стенках цилиндра части масла, выгорающего вместе с топливом.
В таком случае наличие черного масла предупреждает автовладельца о проблеме, которая может привести к повышенному расходу топлива и утраты мощности ДВС.
Не менее частой причиной черного цвета смазки является ее перегрев внутри двигателя. Из-за неверного выбора характеристик вязкости масла и при длительной работе мотора на повышенных оборотах смазка закипает.
Присадки разрушаются, превращая некогда прозрачную жидкость в черный «мазут». В этом случае лучше быстро заменить смазку.
Ведь она уже потеряла потребительские свойства и может только принести вред масляному насосу, фильтру и прочим узлам.
Как решить проблему
Как же предотвратить потемнение масла или избавиться от последствий этой проблемы? Вот несколько основных факторов, почему автосмазка очень быстро темнеет:
- двигатель загрязнен настолько, что способен изменить цвет смазки;
- скопление газов в картере двигателя;
- насыщенность масла щелочными присадками.
Химически жесткие компоненты частично остаются внутри маслосистемы – вот почему масло чернеет. Кроме того, у промывочных масел гораздо ниже уровень вязкости, что не может считаться благотворным при смешивании их с вновь залитой «родной» смазкой. Как результат, двигателю грозит повышенный износ. Лучше сократить циклы пробегов между сервисной заменой масла.
Масло становится черным вследствие прорыва в картер отработавших газов. При этом резко увеличивается расход топлива и смазки. Такая неполадка может потребовать серьезного ремонта. Частично проблему решают расточкой цилиндров и заменой поршневых колец. Однако подобные беды встречаются, как правило, у старых автомобилей с внушительным износом двигателей.
При сервисной прогонке двигателя моторное масло, чернеющее вследствие обильности щелочных присадок, рекомендуют несколько раз сменить вместе с фильтрами. После постепенной очистки агрегата цвет смазки нормализуется. Однако следует помнить, что эксплуатация автомобиля в обычном режиме предполагает смену высокощелочного масла через каждые 5–7 тыс. км.
Если моторное масло быстро становится темным – не стоит пугаться. Это значит, что оно выполняет свою работу – очищает мотор от отложений. Своевременно меняйте смазку и покупайте только оригинальный продукт.
Источник: http://MotorOilClub.ru/diagnostika-i-remont/pochemu-maslo-v-dvigatele-bystro-cherneet.html
Масло в двигателе почернело: почему так происходит
В процессе эксплуатации транспортного средства независимо от типа установленного ДВС владельцы достаточно часто отмечают такое явление, когда свежее моторное масло после замены быстро чернеет.
В масле также может появляться горелый запах, который отчетливо ощущается уже через 200-500 км. пробега.
В подобной ситуации многие водители задаются вопросом, должно ли чернеть масло в двигателе и как быстро это происходит.
В самом начале следует отметить, что причин для почернения смазочного материала может быть несколько.
В одних случаях быстрое потемнение является нормой, тогда как в других это может указывать на определенные проблемы с двигателем или низкое качество самого моторного масла.
В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым быстро чернеет масло, а также ответим на вопрос, почему чернеет масло в бензиновом двигателе или дизельном моторе.
Масло в двигателе темнеет
Начнем с самого смазочного материала. Хорошо известно, что любое моторное масло является минеральной, синтетической или полусинтетической базовой основой, в которой также содержится пакет активных присадок.
Указанные присадки позволяют всесторонне улучшать различные эксплуатационные характеристики смазки: снизить потери на трение, стабилизировать температурные показатели, продлить срок службы масла и замедлить его старение, обеспечить моющий эффект и т.д.
В списке химических добавок в базовую основу отдельное место занимает показатель щелочного числа того или иного моторного масла. Другими словами, в составе смазки обязательно должна присутствовать щелочь.
Главной задачей этой добавки является нейтрализация кислот, которые образуются в ДВС во время работы агрегата и затем попадают в систему смазки. Щелочные присадки также активно борются с возникновением отложений в моторе, смывают нагар, кокс и т.п.
Если проще, щелочь в составе моторного масла защищает от окисления и выполняет моющие свойства, позволяя поддерживать силовой агрегат изнутри в чистоте.
Получается, от показателя щелочного числа напрямую будут зависеть способность масла отмывать загрязнения. Если учесть эту особенность, тогда распространенное утверждение о том, что качественное автомасло практически не должно темнеть в первые 3-5 тыс. километров пробега после замены является глубоким заблуждением. Обычно качество масла только по скорости потемнения привыкли оценивать водители, которые имели дело с подобной продукцией 15-20 лет назад. Дело в том, что в те годы присадок было меньше и качественное масло заметно отличалось от более доступных аналогов по скорости загрязнения.
Если проще, почернение масла было одним из главных показателей для его замены. Дешевый смазочный материал мог начинать темнеть уже через 400-800 км, в то время как более дорогие варианты оставались чистыми 2-3 тыс.
км, затем постепенно темнели к 5 тыс. км. и далее чернели. Отметим, что цвет смазки менялся не в результате действия присадок, а с учетом свойств базового масла.
Сегодня ситуация кардинально изменилась, так как современные автомасла содержат большое количество активных присадок.
Потемнение масла указывает на то, что смазка удерживает в себе и связывает химические компоненты, отложения и т.д. Получается, кислоты не имеют контакта с деталями, замедляется коррозия и минимизируется износ ДВС.
В процессе замены смазочного материала загрязнения сливаются вместе с отработавшим маслом, а не оседают на поверхностях деталей. Другими словами, все получается с точностью до наоборот — если масло долго не чернеет, тогда оно не моет и не очищает мотор, не обеспечивает надежную защиту от вредных продуктов.
Долгая прозрачность и чистота масла указывает на то, что моющие функции смазка выполнить попросту не способна.
Также полезно знать, что если щелочных добавок в составе смазочного материала мало, тогда в случае превышения межсервисного интервала замены двигатель будет подвержен интенсивному загрязнению и скоплению отложений.
В ряде случаев указанные загрязнения приводят к снижению пропускной способности каналов системы смазки, в результате чего давление в системе снижается, смазочный материал подается к нагруженным парам трения в недостаточном объеме, возникает масляное голодание и повышенный износ силового агрегата.
Параллельно с этим в местах сопряжения нарушается температурный режим, увеличение силы трения приводит к перегреву. Также засорение каналов масляной системы не позволяет циркулирующей смазке в полной мере обеспечить отвод тепла.
В итоге происходит повреждение деталей ДВС, проворачивает шатунные или коренные вкладыши коленчатого вала, выходят из строя рокеры, забиваются гидрокомпенсаторы и т.д.
Именно для эффективного противодействия и предотвращения возможных последствий производители сбалансировано добавляют щелочные присадки. Добавим, что сразу после попадания свежей смазки в двигатель начинается активная работа добавки, то есть происходит старение смазки.
С пробегом присадка постепенно теряет свои свойства, степень защиты двигателя от кислот и отложений ухудшается, что является поводом к очередной замене масла.
Получается, срок службы современного смазочного материала определяется не по цвету, а по показателю того, сколько моющая щелочная присадка будет находиться в рабочем состоянии. Данная особенность является одной из основных причин, по которой смазку нужно обязательно менять с учетом строго определенных интервалов (в среднем, 10-15 тыс. км. на территории СНГ, что зависит от качества топлива). Становится понятно, что масло предназначено не только для смазки, но и для очистки. По этой причине вполне нормальным явлением можно считать его потемнение в процессе эксплуатации.
Отметим, что особенно быстро смазка темнеет в моторах, которые изначально были загрязнены. Другими словами, потемнение означает то, что масло активно моет двигатель.
С учетом данного факта больше должна настораживать чистота масла, то есть когда его цвет практически не меняется с пробегом.
Это может указывать на то, что смазочный материал имеет низкую моющую способность и двигатель не очищается.
Для лучшего понимания достаточно вспомнить особенности работы системы смазки. Моторное масло закачивается из картера двигателя при помощи маслонасоса, затем циркулирует по отдельным каналам.
Смазочный материал защищает детали от сухого трения, параллельно смывается нагар и отложения, которые затем попадают в картер. Также нужно учесть и высокие температуры, при которых работает масло.
В результате цвет материала постепенно меняется на более темный и происходит это за короткий промежуток времени.
Масло в моторе быстро почернело
Как уже было сказано, потемнение масла указывает на то, что оно работает, то есть активно очищает мотор от загрязнений. При этом также бывает, что масло не просто темнеет, а становится черным и больше похожим на мазут. В этом случае данному моменту стоит уделить особое внимание и выяснить, почему масло в двигателе быстро чернеет.
- В самом начале необходимо извлечь масляный щуп и вытереть с него масло чистой тряпкой. Остатки черных разводов укажут на то, что смазочный материал в двигателе угарает. Причиной может быть значительный износ ЦПГ, то есть масло попадает в камеру сгорания. Параллельно топливо также стекает в катер двигателя, разжижая смазку. В результате рабочая жидкость смазочной системы ДВС теряет свои защитные, моющие и другие полезные свойства. Получается, быстрое почернение масла указывает на наличие проблем с самим двигателем. Дополнительными симптомами обычно являются повышенный расход топлива и масла, снижение мощности мотора, дымность выхлопа, затрудненный пуск на холодную и т.д.
- Второй причиной, которая объясняет, почему масло в дизельном двигателе быстро чернеет или происходит почернение смазки в бензиновом агрегате, является перегрев масла. Быстрое изменение цвета на черный происходит в случае, если мотор постоянно эксплуатируется в тяжелых режимах на высоких оборотах и максимальных нагрузках. Также масло перегревается тогда, когда изначально был неправильно подобран смазочный материал по характеристикам вязкости. Фактически, происходит закипание, смазка становится однородной массой черного цвета.
Становится понятно, что в случае проблем с ЦПГ мотору нужен ремонт. Если же масло не подходит для данного типа двигателя, тогда такую смазку нужно немедленно заменить на подходящий вариант, который является рекомендованным производителем ДВС и соответствует всем допускам. Не стоит также забывать о том, что в мотор может быть случайно залита низкосортная подделка. По этой причине рекомендуется приобретать ГСМ только в проверенных точках продажи.
Помните, дальнейшая эксплуатация двигателя с черным маслом может привести к серьезным поломкам силового агрегата в случае отсутствия уже имеющихся неполадок, а также дополнительным проблемам при откладывании ремонта и замены смазки на агрегатах, в которых замечено почернение масла по причине износа отдельных элементов.
Как быстро масло в двигателе должно темнеть или чернеть
Итак, все масла независимо от типов и брендов рано или поздно темнеют. При этом один продукт может чернеть раньше или позже другого. Отметим, что на скорость потемнения оказывает влияние ряд общих и индивидуальных факторов, среди которых специалисты выделяют:
- состояние конкретного двигателя и чистоту его системы смазки;
- количество моющих присадок в том или ином смазочном материале;
Вполне очевидно, что если смазочная система уже имеет в каналах различные отложения, тогда ускоренное почернение можно считать нормальным. Причем, чем больше моющих добавок в конкретном виде смазки, тем быстрее будет темнеть смазочный материал. Также следует учитывать, что после заливки свежей смазки, она начинает активно отмывать старые отложения, которые потом накапливаются не только в самом масле, но и в масляном фильтре. Это значит, что в течение одного межсервисного интервала при быстро темнеющей смазке фильтр лучше сменить дважды и более. Сам интервал замены также можно сократить на 20-40% .
Такой подход позволит «мягко» удалить отложения, которые циркулируют по масляной системе. Другими словами, двигатель постепенно отмывается самим моторным маслом, которое меняется преждевременно, то есть до начала потери моющих свойств. Добавим, что для качественной очистки может понадобиться провести процедуру замены фильтров и масла по такой схеме не один раз, а несколько.
Еще одним способом прочистки является использование промывок в масло, а также непродолжительная эксплуатация ДВС на так называемых промывочных маслах.
Отметим, что данные способы имеют как преимущества, так и недостатки.
Если коротко, промывки оказывают негативное воздействие на резиновые уплотнения, а также могут привести к различным непредсказуемым химическим реакциям после смешивания с базовой смазкой.
Дополнительным нюансом является то, что после размягчения имеющихся в двигателе отложений под действием промывки они могут забивать каналы смазочной системы.
В таких случаях возрастает риск преждевременного выхода из строя рабочего силового агрегата.
Если же масло стало быстро чернеть по причине попадания газов в картер, тогда мотору необходима раскоксовка, замена поршневых колец или капитальный ремонт двигателя.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что если масло чернеет, но расход смазки остается в норме, тогда можно начать с очистки масляной системы. После удаления загрязнений скорость почернения должна прийти в норму или ощутимо замедлится. Если же имеются проблемы по механической части, тогда проблема уйдет только после ремонта силового агрегата.
Что в итоге
Как видно, быстрое потемнение масла сегодня нельзя считать признаком его плохого качества. Если мотор исправен, тогда скорость изменения цвета смазки на темный или черный будет зависеть от степени загрязненности двигателя и щелочного числа используемого масла.
В одинаковых условиях масла с меньшим количеством щелочных добавок будут темнеть медленнее и хуже отмывать двигатель по сравнению с высокощелочными аналогами. При этом смазка с высокими моющими свойствами может потемнеть уже через 300-400 пройденных километров. Параллельно с этим потемнение масла не означает, что его пора менять. Активные присадки и щелочи отмывают и затем удерживают грязь в масле, позволяя смазочному материалу работать на протяжении всего заявленного срока службы.
Также добавим, что при выборе смазки следует учитывать ряд дополнительных особенностей, а не только его моющие свойства. Дело в том, что масла с большим щелочным числом отличаются коротким сроком службы (в среднем, около 6-7 тыс. км).
Дело в том, что подобные продукты обычно не содержат большого количества присадок, которые замедляют процесс старения смазочного материала.
Другими словами, масло с хорошей моющей способностью рассчитано на меньший срок службы и подвержено ускоренному окислению и старению, что означает необходимость сокращения интервала и более частой замены.
Источник: http://KrutiMotor.ru/pochernelo-motornoe-maslo-prichiny/